Как пользоваться const в C++?

Как пользоваться const в C++?

С помощью ключевого слова const в C++ можно объявлять не только константы. Оно имеет много значений. И не лишним будем понимать каждое из них. Это позволяет писать более надежный код, указывая компилятору на ограничения, которые он должен проверять. Таким образом, любая попытка неправильного использования переменной или функции, объявленной с использованием const, будет выявлена на самых ранних этапах.

РЕКОМЕНДУЕМ: Способы повышения продуктивности для программиста

Переменные и const

Наиболее простой и интуитивно понятный вариант использования const заключается в объявлении константных значений:

Похожего результата можно добиться с помощью макросов:

Но вариант с макросом не столь хорош, поскольку не дает возможности указать тип переменной. Из-за возможных проблем с типизацией лучше пользоваться константами, а не макросами. Более того, макросов лучше и вовсе избегать. В C++ реализована прекрасная поддержка шаблонных функций и классов, которые в большинстве случаев представляют более надежную альтернативу. Однако стоит признать, что бывают случаи, когда макросы оказываются полезными. Но сейчас речь не о них.

Таким образом, если мы объявили переменную с const, то значение должно быть присвоено сразу. Потом уже ничего не сделать. А что, если нам надо объявить константный вектор? В C++11 для этого предусмотрена специальная конструкция:

А что, если мы по какой-то причине не может пользоваться C++11? И в этом случае можно легко объявить константный вектор:

То есть для сложных типов, которые не получается заполнить в одну строку, достаточно вынести компоновку в отдельную функцию для инициализации. С другой стороны, мы могли бы объявить вектор в функции makeVector() с ключевым словом static и вместо константы использовать саму функцию. Но это уже дело вкуса:

Константная ссылка объявляется схожим образом:

Суть константных ссылок заключается в том, что мы получаем доступ к значению переменной, на которую сделана ссылка, но изменить ее не имеем права. Основное назначение константных ссылок заключается в передаче входных параметров функциям. Но об этом немного позже.

Для указателей существует три варианта использования const:

В варианте 1 мы получили указатель, который можно использовать как более гибкую константную ссылку. Он работает почти так же, но мы можем в любой момент сослаться на другую переменную. Вариант 2 работает так же, как обычная ссылка. Значение менять можно, а указать на другую переменную не выйдет. И наконец вариант 3. Он равносилен случаю константной ссылки. То есть один раз объявили указатель и ничего больше менять не можем.

В первом и втором варианте вполне можно обойтись использованием ссылок. Особой разницы нет. Для третьего ограничиться ссылкой получится не всегда. Например:

Строку в стиле C с помощью ссылки мы объявить не сможем. Нужен указатель. И он должен быть константным, поскольку изменение содержания строки запрещено и приведет к неопределенному поведению. А второй const здесь не помешает, чтобы получить жесткую привязку указателя к заданному значению и запретить случайные присвоения:

Функции и const

Общее правило для применений const в функциях достаточно простое. Входные параметры лучше объявлять с ключевым словом const. Однако примитивные типы int, double, char и т.д. являются исключениями из этого правила. Это объясняется тем, что примитивные типы эффективнее передавать по значению, а не по ссылке или указателю. Причиной этому служит то, что большинство примитивных типов меньше по размеру, чем адрес в памяти, который нужно было бы передать в противном случае. Кроме того, передача по значению упрощает работу оптимизатору, поскольку выполняется прямое копирование, а не косвенные операции в адресном пространстве.

РЕКОМЕНДУЕМ: Десять советов по созданию гибкого программного кода

Если же вы хотите передать в функцию объект структуры или класс, то используйте константную ссылку:

Каноничным примером на этот случай является конструктор копирования:

Если бы мы попытались передать в конструктор копирования не ссылку, а значение, то для инициализации этого значения нам пришлось бы вызвать конструктор копирования, который мы и хотим реализовать.

Еще const можно использовать для объявления константных функций-членов классов:

У класса в примере две функции: set() и get(). Первая предназначена для установки значения, а вторая для его получения. Ключевое слово const в этом случае позволяет нам явно об этом сообщить. Причем, эта информация будет полезна и компилятору, и тем, кто будет работать с нашим классом. Ведь они будут знать, что константные функции-члены не меняют состояние класса. Можно сравнить это с флагом read-only. Вот что будет, если передать константную ссылку на объект класса MyClass в функцию:

То есть объявив функцию-член get(), как константную, мы пояснили компилятору, что она не меняет состояние объекта и предназначена только для чтения. Если бы мы забыли про const, то в функции myFunction() мы бы ничего не смогли сделать с экземплярами класса MyClass, а компилятор бы выдавал ошибки при попытке вызова его функций-членов. Но если бы оказалось, что нам и правда нужно менять состояние объекта, то ключевое слово const из сигнатуры функции пришлось бы убрать. А по принятым соглашениям ссылку имело бы смысл заменить на указатель:

Но тут есть один тонкий момент. Иногда бывает полезно инкапсулировать информацию о том, что на самом деле внутреннее состояние класса меняется, но все равно объявить функцию-член константной. Например, в многопоточной среде мы можем использовать мьютексы:

И что же делать? — Для этого в C++ предусмотрено ключевое слово mutable. Если мы объявим поле мьютекса, как mutable, то укажем компилятору, что состояние объекта может меняться даже в константных функциях-членах:

Заключение

Вот мы и разобрались с ключевым словом const в С++. Оно имеет довольно много значений и позволяет улучшить надежность и читаемость кода, если правильно им пользоваться. Поэтому я нахожу довольно странным, что в большинстве других языков программирования, которые мне известны, хоть и есть некие аналоги const, но имеют в них ограниченную область применения. Более того, я считаю, что в C++ реализована одна из лучших возможных схем управления константами.

РЕКОМЕНДУЕМ: Основные структуры данных в C++

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий