Какой VR шлем купить в 2020 году

Какой VR шлем купить

Интерес публики к теме VR приходит и уходит, но технологии продолжают неизменно улучшаться. Если вы подумываете, какой шлем VR купить, тогда эта статья для вас: мы подробно разберем плюсы всего, что сейчас есть на рынке, и дадим рекомендации, как правильно выбирать шлем для виртуальной реальности.

19 ноября 2019 года компания Valve анонсировала в своем твиттере выход новой части культовой серии игр Half-Life — Half-Life: Alyx. Безусловно, новость радостная как для фанатов игры, так и для геймеров в целом. И все бы ничего, но разработчики заявили, что новая игра будет доступна только владельцам шлемов виртуальной реальности!

Позднее появился и официальный трейлер игры, и выглядит он весьма неплохо.

Само собой, это событие всколыхнуло не только сообщество VR, но и многие игровые и околоигровые издания, раньше обходившие тему VR стороной. Мнения разделились: кто-то говорит, что VR мертва, новая «Халва» никому не нужна в VR и вообще это «унылые VR-амбиции Valve», а кто-то — что VR «живее всех живых» и вот-вот наступит новая эра компьютерного гейминга.

Кто прав? Стоит ли бежать сломя голову и покупать шлем VR прямо сейчас? В каком состоянии индустрия VR сегодня? И только ли «Халвой» там можно баловаться? Давайте попробуем разобраться и найти ответы.

Забегая вперед, скажу, что виртуальная реальность сегодня — это не только игры, но и 3D-моделирование, а также просмотр 3D-фильмов, 3D-панорам, прогулки по Google Картам и прочие подобные радости. Об о всем этом мы рассказывали в статье «Лучшие игры для виртуальной реальности», в главе «Что есть в виртуальной реальности, кроме игр?».

Как работает современный шлем VR

Все шлемы виртуальной реальности, сколько бы они ни стоили, работают примерно по одним принципам. Но нюансы могут значительно различаться. Именно их мы и обсудим.

3D-картинка — основа «погружения» в VR

Если не брать подобные Cardboard китайские пластиковые поделки, которыми завален «Алиэкспресс», а говорить именно о серьезных «больших» шлемах VR со своей начинкой (как подключаемых к ПК, так и автономных), то там за формирование изображения отвечает встроенный в шлем экран (или два экрана, по одному на глаз), на который подается два изображения: для левого и правого глаза. Сами экраны могут иметь разное разрешение. Например, в популярном сегодня Oculus Rift S установлен один экран с разрешением 2560 на 1440 пикселей и частотой обновления 80 Гц.

Смотрим на картинку мы тоже через линзы, как это было в первых «Карбордах», только сами эти линзы уже куда больше, дороже и четче. Как правило, в современных шлемах используются линзы Френеля. Они легкие, четкие на достаточно большой площади и отлично подходят для очков VR.
Современный VR-шлем Oculus Rift S

Современный VR-шлем Oculus Rift S

Как правило, чем выше разрешение экрана, тем выше и цена шлема виртуальной реальности, но и тем меньше заметен так называемый скриндор (или «эффект москитной сетки»), когда глаз видит расстояние между отдельными пикселями.

Чтобы понять, что это такое, возьмите смартфон и посмотрите на него через лупу. Если разрешение у экрана не особенно большое, то пиксельная сетка будет видна довольно четко. Это одна из проблем современных шлемов VR, и разработчики борются с ней, увеличивая разрешение или придумывая всякие хитрые технологии маскировки этого эффекта (например, в шлеме Samsung Odyssey Plus есть своя технология скрытия видимости пикселей, и, если верить пользователям, это действительно работает, правда картинка становится малость «мыльной»). Очевидно, что победа над скриндором — вопрос времени.

Другая проблема — это ограниченный угол обзора. Представьте себе, что смотрите на мир через лыжную или водолазную маску (на форумах это так и называют — «эффект водолазной маски»). К сожалению, в нынешней VR нормальным считается горизонтальный угол обзора в 90–110 градусов. Однако в активных и увлекательных играх на этот эффект пользователь  быстро перестаёт обращать внимание.

Новые шлемы вроде Pimax 5K/8K уже имеют угол обзора 170–200 градусов. Другое дело, что там оказалось не совсем то разрешение, что обещали производитель, и не совсем те панели. Да и стоят «Пимаксы» не слишком гуманно. К тому же самый востребованный режим у пользователей — все равно 140 градусов обзора, потому что с двумястами современные видеокарты если и справляются, то с большим трудом.
Новые «Пимаксы» — шлемы с широким углом обзора

Новые «Пимаксы» — шлемы с широким углом обзора

Отслеживание (трекинг) головы в виртуальной реальности

Но не картинкой единой достигается погружение в другой мир. Ведь если у нас есть только 3D-картинка, то это мало чем отличается от обычного кинотеатра. В современных шлемах виртуальной реальности мы можем крутить головой во все стороны, а мир в этот момент будет оставаться на своем месте — совсем как в реальности!

Повороты головы сейчас отслеживаются с помощью гироскопа и угловых акселерометров. Встроенное в шлем оборудование обычно работает точнее, чем в телефонах. ПО шлема считывает показания датчика с очень высокой частотой, и для пользователя результат выглядит так, будто он вертит головой в реальности. Так же отслеживаются наклоны головы.

Если вы попытаетесь проделать подобный фокус с Cardboard или другими очками для телефона, то наверняка заметите рывки при поворотах головы и эффект «погружения» начнет теряться. Отличный трекинг — один из главных тезисов в спорах между сторонниками мобильной VR и владельцами более дорогих шлемов для ПК.

Все дешевые простые шлемы имеют подобное отслеживание вращения головы в пространстве, это также называется 3DoF (три степени свободы). По сути, это основа работы любого VR-устройства.

Если с гироскопом все примерно ясно, то куда интереснее пространственное отслеживание положения головы в VR, которое реализовано уже в дорогих моделях шлемов VR (оно же «позиционка», или 6DoF). Чтобы понять, о чем я говорю, представьте, что в мире VR вы можете не только крутить головой, но и двигать ей вперед, назад, вверх, вниз, влево и вправо.

Например, стоя на месте, можно поднести голову к плакату на виртуальной стене или, как в «Матрице», увернуться от пули, просто присев или отклонившись назад. «Позиционка» — это новый уровень погружения. Но как это работает?

Тут есть два подхода. Первый вид трекинга используется в ранних шлемах для ПК вроде Oculus Rift DK2/CV1 или Vive / Vive Pro. В случае с «Окулусами» по комнате расставляются специальные камеры-сенсоры (идут в комплекте со шлемом), которые улавливают ИК-излучение эмиттеров, расположенных на шлеме. Таким образом получается учитывать координаты шлема в пространстве.

Шлем Oculus Rift CV1 и камера-сенсор для считывания положения в пространстве

Шлем Oculus Rift CV1 и камера-сенсор для считывания положения в пространстве

У Vive и ныне популярного Valve Index похожая система трекинга, только там вместо камер используются базовые станции, а сама система завязана на лазеры.

Главный недостаток этого вида трекинга состоит в том, что нужно где-то разместить камеры или базы для корректной работы шлема. К тому же между ними должно быть определенное расстояние. Это проблема, если у вас маленькая игровая зона под VR или сенсоры просто некуда закрепить.

И здесь нам на помощь приходит второй вид пространственного трекинга, так называемый «трекинг изнутри», «трекинг наизнанку» или «inside-трекинг». Суть его в том, что камеры для определения положения в пространстве встраиваются уже в сам шлем. Далее они сканируют окружающую обстановку и уже по ее изменению «на лету» делают вывод о том, что пользователь сместил голову.

Объяснение, может быть, звучит сложновато, но работает эта схема весьма эффективно. И первыми, кто ее применил, были ребята из Microsoft, которые придумали свою технологию Windows Mixed Reality. На ее основе сразу несколько производителей создали свои варианты шлемов VR.
Lenovo Explorer — один из первых шлемов линейки WMR с двумя камерами для позиционного отслеживания

Lenovo Explorer — один из первых шлемов линейки WMR с двумя камерами для позиционного отслеживания

Такой подход избавляет нас от необходимости расставлять сенсоры или базы, а комплект со шлемом значительно удешевляется и уменьшается в размерах. Очевидно, что чем больше камер на шлеме, тем лучше они будут отслеживать изменение положения. Разработчики из Oculus развили эту идею, и в актуальном Oculus Rift S у нас уже целых пять внутренних камер, а в Oculus Quest — четыре. В то же время инженеры HTC впихнули в свой новый шлем Vive Cosmos аж шесть камер для позиционного отслеживания!

Но не в камерах счастье, точнее — не только в них.

Отслеживание рук в виртуальной реальности

Первые игры для шлемов, подключаемых к ПК, управлялись или с «клавомыши», или с геймпада, вроде того, что идет в комплекте к игровым приставкам (например, к Oculus CV1 прилагался геймпад Xbox 360). Ситуация изменилась с выходом HTC Vive, одновременно с которым начали продаваться контроллеры движения. Эти устройства позволяют передавать игре или программе информацию о положении рук. Далее вышел контроллер Oculus Touch для Oculus Rift CV1 и так далее.

VR-контроллеры Oculus Touch (версия для Oculus Rift S) сегодня по-прежнему считаются самыми удобными в своем роде

VR-контроллеры Oculus Touch (версия для Oculus Rift S) сегодня по-прежнему считаются самыми удобными в своем роде

Сегодня наиболее прогрессивными считаются «кастеты» Valve Index Controllers. Их главная фишка — способность отслеживать не только положение рук, но и положение каждого пальца и силу его нажатия. Правда, пока нет игр, где бы это поддерживалось. Half-Life: Alyx как раз и должна раскрыть весь потенциал «кастетов». Ниже — видеообзор этих контроллеров.

Принцип отслеживания тут похож на уже разобранную нами схему слежения за положением шлема. Вы берете эти штуки в руки, и начинается «магия» (ну, почти). Например, у Oculus Touch внутри колец установлены датчики, положение которых считывают камеры шлема.

Какой тип трекинга лучше?

Казалось бы, «трекинг изнутри» — это самый разумный метод и за ним будущее. Но пока что все не совсем однозначно.

Во-первых, шлемам с таким трекингом нужно хорошее освещение, чтобы камеры могли различать окружающую реальность, в то время как Oculus Rift CV1 спокойно мог работать в полной темноте.

Во-вторых, в тех же шутерах нужно целиться как в реальности, держа руки на корпусе виртуальной винтовки и поднося их к лицу (и это очень круто!). Но получается, что одна рука закрывает другую, и камеры шлема могут неверно считывать положение контроллеров, отчего координаты могут сбиться. Впрочем, такого эффекта можно достичь и если неправильно расставить внешние сенсоры.

Та же проблема настигает игрока, который пытается достать из колчана стрелу в «Скайриме» или другой подобной игре. Камеры шлема не видят контроллеры, когда те за спиной. Хотя если движение совершается быстро, то тут в дело могут вступать хитрые прогнозирующие алгоритмы, которые предполагают, куда двинулся контроллер.

В целом игр, где остались моменты, плохо совместимые с «трекингом изнутри», не так много, и потому при выборе шлема можете смело отдавать предпочтение этой технологии.

Перемещение в виртуальной реальности VR

Еще один важный момент, который нам остается обсудить, — это как двигаться в виртуальном мире. В целом ничто не мешает просто ходить по комнате, а камеры сами перенесут наше перемещение в VR. Впрочем, постойте! Мешает на самом деле очень многое: мебель, стены и длина проводов шлемов, которые требуют подключения к ПК.

Именно поэтому большую часть времени в VR мы все-таки перемещаемся с помощью кнопок на контроллерах. Это можно сравнить с игрой в какую-нибудь RPG на геймпаде: наклонил стик вперед — персонаж пошел вперед, наклонил назад — персонаж пошел назад. То же самое происходит и в VR, но и тут есть свои особенности.

Особенность первая: у разных контроллеров разные кнопки для перемещения. На Touch мы уже смотрели, а вот на фото ниже — контроллеры от Vive, где вместо стиков у нас сенсорные площадки, на которые надо давить в нужном направлении или касаться в нужном месте (зависит от игры и того, как это реализовали разработчики).

Контроллеры от Vive и сенсорная площадка для перемещения в центре

Контроллеры от Vive и сенсорная площадка для перемещения в центре

Эти контроллеры еще называют «клюшками» (и «тяпками»), и можно много спорить про их удобство, но глупо отрицать, что они были первыми на рынке. Лично я предпочитаю играть на стиках Touch, чем на такой площадке. Инженеры Valve, работая над последним поколением контроллеров, тоже избрали стики, и не просто так.

Особенность вторая: в играх встречаются разные схемы перемещения игрока. Две самые популярные — это телепорты и «локомоушен» (плавное перемещение).

Зачем такие сложности? Дело в том, что часто, особенно новичков, начинает мутить в VR с непривычки. Сами вы в реальности стоите на месте, а в VR ваше тело вроде как перемещается, и это вызывает дискомфорт. Чтобы победить это, придумали перемещение с помощью телепортов.

Работает это примерно так. Выбираете направление, куда хотите переместиться, указываете контроллером, жмете кнопку и мгновенно оказываетесь в нужном месте.

Перемещение с помощью телепортов на примере игры Budget Cuts

Перемещение с помощью телепортов на примере игры Budget Cuts

Тошнит от такого способа действительно меньше, но он не очень удобен и здорово мешает полностью погрузиться в игру. Потому предпочтительный способ как раз «плавное скольжение», когда нажал на стик или тачпад — и началось движение в выбранном направлении. Идеально, когда разработчики игр предлагают разные способы перемещения на выбор.

А еще правый стик в некоторых играх дает возможность крутить камеру, как при игре на обычной приставке. Безусловно, куда интереснее двигать головой самому, но бывает, например, что хочется играть сидя и движение на 360 градусов недоступно.

Какой VR-шлем выбрать?

С теорией покончили, переходим к конкретике! Посмотрим, из чего сегодня можно выбирать и что выбрать в зависимости от ситуации.

Для начала — большая схема с классификацией шлемов VR, которая поможет ориентироваться.

Краткая классификация VR-шлемов, источник — VR419.ru

Краткая классификация VR-шлемов, источник — VR419.ru

VR-очки для смартфона — есть ли смысл их пробовать?

Помимо клонов «Карборда», наши китайские друзья наштамповали кучу пластиковых шлемов (или, если угодно, «очков») разной степени удобства. Их суть проста: вы получаете пластиковую коробку, линзы и кнопку нажатия на экран, которая нужна для управления в некоторых приложениях. Может быть, наушники еще прикрутят или даже вентиляторы для охлаждения смартфона. Да, конечно же, внутрь этой конструкции вставляется смартфон, экран и гироскоп которого будут выполнять основную работу.

Главный плюс такой «коробки» — небольшая цена. Если есть подходящий телефон (чтобы потянул игры и имел разрешение экрана от 1080р и выше), то это самый доступный вариант. На «Али» такие устройства можно найти по цене от 500 рублей до двух тысяч. Чтобы не ждать доставки, можно даже глянуть в наших DNS, «Ситилинке» и подобных сетях, там часто попадаются брендированные варианты.

Главное, что нужно знать о таких устройствах, — очки могут быть длиннофокусными (экран телефона далеко от глаз) и короткофокусными (экран ближе).

Классический VR-бокс. Посмотри, как далеко экран от глаз

Классический VR-бокс. Посмотри, как далеко экран от глаз

Удел модели на картинке выше — это просмотр 3D-фильмов. Если вы хотите ощутить что-то, похожее на «большую VR», берите короткофокусные очки, например Bobo VR Z4 или что-то в таком духе (вариантов масса).

Хитовая модель VR-очков для смартфона Bobo VR Z4

Хитовая модель VR-очков для смартфона Bobo VR Z4

Суть в том, что тут экран гораздо ближе к глазам и угол обзора в таких очках будет больше, чем в VR-боксе. Значит, и эффект «погружения» в виртуальный мир значительно возрастает.

Если VR-бокс — это взгляд из коридора в VR-окно, то Bobo VR и подобные шлемы — взгляд в VR-мир через водолазную маску, что уже похоже на большие шлемы для ПК.

Если не экономить, то можно заглянуть в «М.Видео» и найти там очки Homido v2 или похожую модель. Это неплохие удобные очки, сделанные французами, но стоят они 4–5 тысяч рублей. И тут нужно понимать, что чудес не бывает и за эти деньги вы все равно получаете хоть и удобную, но пластиковую коробку с линзами, без какой-либо электроники внутри.

Стоит ли покупать такие очки?

Тут есть два мнения. С одной стороны, это самая хреновая VR, какая только бывает, — хуже только складные картонные коробки. Вас ждет плохой трекинг, отсутствие позиционного отслеживания, пиксельная сетка, эффект водолазной маски… Короче, есть шанс только испортить себе впечатление от VR.

С другой стороны, даже это уже что-то! Да, экстремально дешево, да, без всех удобств и в ужасном качестве. Но зато вы сможете хоть чуть-чуть, но прикоснуться к этому новому дивному миру. И если «не зайдет» в таком виде, то не исключено, что и большие «окулусы», «вайвы» и «индексы» тоже не понравятся. Ведь общие проблемы вроде «эффекта водолазной маски» или видимости пиксельной сетки есть и на «взрослых» шлемах. Многих это отпугивает: людям ведь подавай «Матрицу», но до нее пока далеко.

В общем, мобильная VR — это очень простая демоверсия полноценной VR. Просто держите это в голове и решайте сам, стоит ли его пробовать. Я, кстати, склоняюсь к тому, что если в вашем городе нет клуба VR, то все же стоит. А вот если клуб есть, то лучше заглянуть в первую очередь туда.

Клубы VR

Все чаще стала встречаться разновидность компьютерных клубов, где можно поиграть в VR. Стоит это недешево: например, в Брянске за десять минут игры просят 150 рублей, то есть за час выйдет 900. На картинке ниже — цены в Москве.

Цены на посещение одного из клубов VR в Москве

Цены на посещение одного из клубов VR в Москве

Но не обязательно зависать в таких клубах постоянно. Во-первых, можно сходить туда, просто чтобы познакомиться с современной VR. Там обычно актуальное оборудование, а значит, на выбор будут самые современные шлемы и контроллеры, что поможет увидеть VR так, как это было задумано: с трекингом рук и позиционкой.

Во-вторых (и это реально важно!), если вы выбираете себе шлем, обязательно постарайтесь сходить в клуб и попробовать его. Оцените и общий комфорт, и четкость картинки.

Есть реальные случаи, когда люди покупают, например, Oculus Rift S, в котором не регулируется межзрачковое расстояние (там есть программная регулировка, но это не то же самое), и им просто некомфортно играть в этом шлеме: картинка либо мутная, либо двоится. А если учесть, что устройство это недешевое, то лучше уж переплатить несколько сотен за тест.

И еще одно важное замечание про телефонные очки. Cardboard как платформа мертв. То есть выпущенные с прицелом на него приложения еще работают, но нового ничего писать уже никто не будет. То же самое касается и Daydream, который в Google выпустили на замену Cardboard: в ноябре 2019 года было объявлено о закрытии проекта. А это значит, что на телефоне вас ждет ограниченный набор приложений, и действительно годных и интересных там совсем немного.

По той же причине я не рекомендую связываться с Gear VR — платформа мертва, да и найти эти устройства сейчас непросто. Разве что у вас как раз подходящий телефон Samsung и вы подумываете взять Gear VR с рук по дешевке.

Еще умельцы «стримят» игры с ПК на телефон (гуглить по словам RiftCat и Trinus VR), но это те еще танцы с бубном, да и трекинг рук с «позиционкой» в стримах невозможны без серьезных извращений.

Китайские All-In-One очки на Android

Это еще одна разновидность недорогих шлемов, которые вы можете найти на «Алиэкспрессе». Стоят они сейчас от трех тысяч рублей. От предыдущей группы они отличаются тем, что там есть встроенная электроника: экран, гироскоп, процессор и прочее. В общем, как смартфон, только без модулей связи. Работает это обычно на древних версиях Android (четвертая или пятая) с установленной поверх оболочкой Nibiru. Сами компоненты, из которых делают такие девайсы, тоже дешевле.

А значит, мы получаем все минусы уже рассмотренных нами телефонных очков: неполноценная VR плюс затухающая экосистема Google Cardboard. Если вдруг удастся найти такие очки совсем дешево и характеристики будут приемлемыми, то можно взять их для просмотра фильмов. А вот для игр этот вариант не годится.

Китайские клоны Oculus, Vive и прочих «взрослых» шлемов для ПК

Китайские умельцы пробовали подделывать и полноценные шлемы VR, но на плаву в итоге осталась только фирма Pimax. Про ее судьбу можно писать отдельную статью.

Еще в конце 2017 года ребята из Pimax обещали выпустить шлемы с разрешением 8K и углом обзора в двести градусов. Собрали на «Кикстартере» больше четырех миллионов долларов и стали эти шлемы делать. С рассылкой заказчикам опоздали примерно на год, а 200 градусов обзора оказались нечестными («мыло» по краям), и разрешение по факту было меньше заявленного.

Но ребята не сдаются и весной 2020-го обещают начать рассылку «настоящих 8K» шлемов бекерам. Модельную линейку тоже обновили, добавив «бюджетный» Artisan за 449 долларов.

Artisan, кстати, должен быть крут: угол обзора — 140 градусов (в прошлых версиях шлемов 5K пользователи действительно хвалили широкий угол обзора, тут разработчики не соврали), разрешение 1700 на 1440 пикселей на глаз и частота развертки 72, 90 и 120 Гц. Только не очень ясно, когда этот Artisan выпустят.

Новый Pimax Artisan — шлем с большим углом обзора

Новый Pimax Artisan — шлем с большим углом обзора

То есть Pimax все же не обман и разработчики пытаются сделать все, что обещали, но делают это долго. Так что этот вариант я бы оставил для тех, кто готов ждать.

А еще пусть вас не слишком обнадеживает цена в 449 баксов. Это ведь только сам шлем. Для полноценной VR к нему нужны контроллеры и базовые станции от Vive, что обойдется еще долларов в пятьсот. В Pimax работают над своими контроллерами вроде «кастетов» (с отслеживанием каждого пальца), но пока неясно, когда они будут готовы и сколько будут стоить.

Шлемы на базе WMR (Windows Mixed Reality)

В 2017 году в Microsoft представили свое видение VR — платформу WMR. На ее основе сразу несколько производителей выпустили свои шлемы. Это были Lenovo, Acer, HP, Dell и Asus. Позднее к ним присоединилась Samsung со своим шлемом Odyssey.

Что объединяет эти шлемы?

  • Встроенная система отслеживания из двух встроенных в шлем камер.
  • Разрешение экрана — 1440 на 1440 пикселей для каждого глаза (или 2880 на 1440 весь экран).
  • Контроллеры движения со светодиодами.

Контроллеры там весьма странные.

Контроллеры движения для шлемов WMR

Контроллеры движения для шлемов WMR

Чтобы удешевить производство, в них применяются обычные светодиоды (в отличие от ИК-диодов у Oculus), ну и эргономика тут тоже крайне причудливая. Хорошо хоть, что есть стики, однако не во всех играх они корректно работают.

Samsung Odyssey стоит отметить отдельно. У него выше разрешение (2880 на 1600 пикселей) и контроллеры чуть другие. К тому же из всей модельной линейки это единственный шлем со встроенными наушниками.

Samsung Odyssey — лидер среди WMR-шлемов

Samsung Odyssey — лидер среди WMR-шлемов

Самыми популярными представителями WMR стали Lenovo Explorer и «Одиссея». Более того, Lenovo Explorer можно было официально купить в «М.Видео», правда, аж за 40 тысяч. Позднее цена снизилась, и витринные образцы уходили вдвое дешевле. Сейчас Яндекс.Маркет выдает мне две цены: 41 и 45 тысяч. Даже не думайте брать его за такие деньги!

К тому же если заглянуть на Amazon, то там часто можно встретить ссылки на Explorer от 180 долларов и на Odyssey+ от 230 долларов. Но придется доплачивать за доставку. В России же цены на Odyssey+ сейчас начинаются с 31 тысячи рублей.

По сути, WMR — это полноценная VR за вменяемые деньги, поэтому в какой-то момент народ действительно побежал покупать эти шлемы. Доля WMR в «Стиме» стала больше десяти процентов. Это был 2018 год, золотые времена для WMR. Однако на конец 2019 года ситуация сильно изменилась.

Данные по шлемам VR за 2019 год, источник — Steam

Данные по шлемам VR за 2019 год, источник — Steam

Как видим, шлемов WMR уже все меньше, и на возвращение позиций надежд пока никаких. Почему? На это есть несколько причин.

  • Проблемы с трекингом. Пользователи жалуются на «глюки» трекинга при плохом освещении. Двух камер для этого все же маловато, и конкуренты ставят четыре или даже шесть. Раньше такого выбора не было и люди брали WMR.
  • Сама платформа WMR практически не развивается, там выходят какие-то редкие обновления, но нет никаких эксклюзивных игр, в отличие от Oculus. К тому же в Microsoft хорошо показали свое отношение к VR, когда объявили, что новые Xbox (которые Series X) не будут совместимы с WMR.
  • Софтовые проблемы. Доля WMR падает, и разработчики не всегда добавляют поддержку этих шлемов в новых играх. Из громких примеров: Boneworks, где поддержки поначалу не было, и релиз No Man’s Sky в VR, где у владельцев WMR не работали контроллеры.

В общем, модели WMR можно считать бюджетным вариантом, особенно если брать за рубежом (например, Odyssey+ за 230 долларов). Но надо понимать, что пациент скорее мертв, чем жив. Не исключено, что к следующему урожаю новых игр патчи уже могут и не выпустить.

Перед покупкой шлема WMR вы можете протестировать компьютер на совместимость при помощи официального инструмента.

Лидеры VR-индустрии: Oculus, HTC Vive и Valve Index

Вот мы и добрались до самой интересной группы шлемов, которые я называю «классическими». Здесь как раз и начинается полноценная VR, без всяких оговорок. И именно один из них я бы и рекомендовал покупать. А вот какой именно — зависит от количества денег и потребностей.

То, что это лидеры рынка, мы видим из все той же статистики Steam. У 51,3% пользователей — Oculus Rift CV1 или Oculus Rift S, у 32,2% — HTC Vive или HTC Vive Pro. Valve Index набрал уже 6,6%, хотя продаваться он начал только летом 2019-го. Это больше, чем все шлемы WMR, присутствующие на рынке два года.

Почему так? Давайте подробнее разберем особенности этих шлемов, и ответ постепенно станет очевиден.

Все они подключаются к ПК через кабель и требуют более-менее мощный компьютер для своей комфортной работы.

Oculus Rift

Проводных «Окулусов» сегодня три штуки (есть еще беспроводные, но про них потом). К сожалению, ни один из них официально в России не продается. Также на официальном российском сайте Oculus отсутствует информация о вариантах доставки.

То есть если вы решили приобрести один из этих шлемов, то надо либо обращаться к посреднику, который за вас купит его за рубежом и доставит в РФ (всякие «Бандерольки», «Шопфансы» и прочие), либо искать продавцов, готовых сразу отправить шлем в Россию (в том числе можете глянуть на eBay и Amazon). А вот все, кто продает эти шлемы у нас, делают серьезную наценку.

Итак, посмотрим, из чего можно выбирать.

Oculus DK2 — на сегодня морально устаревшая модель, которую если и покупать, то совсем за копейки, благо на Avito их продают до сих пор. Экран Full HD, только одна камера для позиционного отслеживания (должна быть в комплекте, без нее он вообще бесполезен и просто не будет работать) с углом обзора 180 градусов. Контроллеров движения тоже нет. При желании, конечно, можно использовать контроллеры PlayStation Move или Razer Hydra, но я бы не рекомендовал этим заниматься. А еще, покупая подержанный DK2, нужно морально готовиться к тому, что в Oculus рано или поздно прекратят поддержку этого шлема.

Oculus Rift CV1 сейчас тоже считается устаревшим, и его перестали производить. Но зато это уже полноценная VR. Экран — 2160 на 1200 пикселей на оба глаза, частота обновления — 90 Гц. К тому же есть физическая регулировка межзрачкового расстояния. В комплекте идет набор из двух камер-сенсоров и два Oculus Touch — для отслеживания рук в VR. Существуют первые комплекты этого шлема еще без «тачей», только с геймпадами. Но контроллеры можно потом докупить отдельно.

Яндекс.Маркет предложит вам купить CV1 в РФ за 45–50 тысяч рублей, не ведитесь на это. С рук такой шлем можно взять за 15–20 тысяч рублей, а дороже нет смысла.

Стоит ли вообще брать его сегодня? Если денег мало и вы вдруг наткнулись на выгодное предложение, то это неплохой стартовый комплект, пригодный для полноценной VR. Скорее всего, он еще долго будет поддерживаться разработчиком, так как, судя по Steam, он сейчас примерно у 30% игроков. Однако держите в голове, что, во-первых, придется расставлять датчики по комнате, а во-вторых, шлемы этого класса бесполезны без современного ПК.

Вот какие требования к ПК у Oculus Rift CV1.

Графика: Nvidia GTX 1060 / Radeon RX 480 или выше либо Nvidia GTX 970 / AMD Radeon R9 290 или выше
Процессор: Intel i5-4590 / AMD Ryzen 5 1500X или лучше (обязательна поддержка процессором инструкций SSE 4.2)
Оперативная память: 8 Гбайт и более
Видеовыход: совместимый с HDMI 1.3
USB: три USB 3.0 + один USB 2.0
ОС: Windows 10

Это — рекомендованные требования с сайта производителя. По факту шлем вполне может работать и на более слабых машинах, но в некоторых играх могут быть «тормоза».

Обратите внимание на требование к количеству портов USB. Один USB 3.0 нужен для шлема и два — для камер. При этом, если вариантов нет, можно использовать и USB 2.0, но с третьим частота опроса сенсоров будет выше.

А вот инструкции SSE 4.2 процессор должен поддерживать обязательно. Без них софт для шлема просто не установится. Раньше на сайте Oculus была утилита для проверки, но сейчас ее убрали. Поэтому, если хотите узнать, подойдет ли ваш компьютер, придется скачать весь софт Oculus (это где-то 10 Гбайт), установить и убедиться, что он запускается и работает корректно. Если установщик или ПО будут выдавать ошибки, скорее всего, с железом что-то не то.

Oculus Rift CV1 и Oculus Touch — полноценный комплект VR, но уже немного устаревший

Oculus Rift CV1 и Oculus Touch — полноценный комплект VR, но уже немного устаревший

Oculus Rift S — самый актуальный проводной Oculus на сегодня. Его продажи стартовали в мае 2019-го, ценник на официальном сайте — 400 долларов (в черную пятницу со скидкой — 350 баксов). В Oculus при этом его не называют новым поколением шлемов: это просто улучшенная версия первого Rift, о котором мы говорили выше.

Чем модель S лучше CV1? Во-первых, увеличили разрешение экрана — теперь это 2560 на 1440 пикселей на оба глаза, частота развертки — 80 Гц. Во-вторых, изменили дизайн оголовья. В-третьих, и это главное, больше не нужны внешние сенсоры, так как сам шлем оснащен аж пятью камерами для «трекинга изнутри».

Кроме этого, в комплекте идут два Oculus Touch, которые отличаются от «тачей» для старого «Рифта» тем, что кольца теперь вывернуты вверх, а не вниз, чтобы их могли «видеть» камеры шлема. Наушники из старого «Рифта» заменили встроенными динамиками. Это скорее минус, чем плюс, но разработчики, похоже, делали все, чтобы уложиться в 400 долларов. Кстати, производит эту модель компания Lenovo, что подтверждает шильдик на боку.

Oculus Rift S

Oculus Rift S

Несмотря на увеличенное разрешение экрана, системные требования для ПК остались такими же, как и у CV1, — за счет уменьшенной частоты развертки. Разве что интерфейс подключения изменился: теперь нужен только один USB 3.0 и один DisplayPort 1.2 или Mini DisplayPort (адаптер входит в комплект).

Вот список основных минусов Oculus Rift S.

  • Отсутствие физической регулировки межзрачкового расстояния. Если у вас оно сильно далеко от среднего, могут быть проблемы, и лучше потестировать шлем перед покупкой где-то в клубе. Разработчики заявляют, что комфортно использовать шлем можно в диапазоне 58–71 мм (идеально — 64 мм).
  • Шлем очень придирчив к портам USB. Часто его не удается подключить или настроить либо он начинает сбоить во время работы, если с портами что-то не так. Однако софт Oculus постоянно совершенствуется, и новые драйверы и обновления для шлема выходят чуть ли не каждую неделю. Так что со временем этот момент должны пофиксить. Все же по сравнению с CV1 это пока довольно новый продукт.
  • Трекинг рук за спиной нестабилен, как и в шлемах WMR. Ведь камеры в такие моменты не видят, где находятся контроллеры.
  • Вам понадобится хорошее освещение. В сумерках или при малом освещении трекинг шлема может начать подглючивать.

На мой взгляд, Oculus Rift S — это на сегодняшний день оптимальный шлем для ПК по соотношению цены, качества и возможностей.

В России он продается от 35 тысяч, на Западе он стоит 400 долларов. Если прибавить стоимость доставки, то получится, что за 30–32 тысячи можно получить актуальный и полноценный комплект для VR.

Кстати, по слухам, новый проводной шлем в Oculus выпустят еще не скоро.

HTC Vive, Vive PRO и Vive Cosmos

Покупать первый Vive сегодня я бы рекомендовать не стал. Разрешение экрана 1200 на 1080 пикселей на глаз (это даже хуже, чем Oculus Rift CV1), не особенно удачные контроллеры-«клюшки», да и сам шлем тяжелый и неудобный. Все это можно было бы ему простить, если бы не одно но: дико завышенная цена. Впрочем, это характерно не только для первой версии шлема, но и для всей серии.

На официальном сайте Vive можно заказать «всего» за 50 тысяч рублей.

Комплект HTC Vive первой версии

Комплект HTC Vive первой версии

В комплект входят сам шлем, две базовые станции и два контроллера для отслеживания рук.

Да, там своя система трекинга, основанная на лазерах, которая якобы лучше, чем камеры Oculus Rift, по крайней мере для больших площадей, — поэтому клубы VR часто выбирают именно Vive. Но так ли это важно конечному потребителю, который будет играть в комнате с пространством два на два метра? В таких условиях для трекинга вполне хватает встроенных камер Oculus Rift S. И платить 50 косарей за железки из 2016 года в 2020-м, как по мне, весьма странная затея.

С Vive Pro ситуация получше: разрешение экрана уже 2880 на 1600 на оба глаза (это один из лучших вариантов на рынке), частота обновления экрана — 90 Гц. К тому же «прошка» оснащена наушниками.

Какой главный минус Vive Pro, я думаю, вы уже догадываетесь. На Маркете его можно найти примерно за 50 тысяч, столько же он стоит на официальном сайте. И это он еще подешевел: не так давно там стояла цифра 66 тысяч, и это только за сам шлем. Весь набор с контроллерами и базовыми станциями — уже 90 тысяч рублей. А без них он просто бесполезен.

Получается, что сами базовые станции и контроллеры Vive стоят 40 тысяч рублей. Это если вы надумаете покупать их, чтобы использовать с Pimax или Valve Index. Хотя б/у, конечно, будет дешевле.

Требования к ПК у Vive чуть проще, чем у «Окулусов».

Графика: GeForce GTX 1060, Radeon R9 290 и выше
Процессор: Intel Core i5-4590 / AMD FX 8350 и выше
Оперативная память: 4 Гбайт и более
Видеовыход: HDMI 1.4, DisplayPort 1.2
USB: три USB 3.0 + один USB 2.0
ОС: Windows 7 SP1, Windows 8.1 или более поздняя версия, Windows 10

Для «прошки» рекомендуется уже карточка уровня GTX 1070 и порт USB 3.0.

Программа для тестирования ПК, которая скажет, подходит ли ваше железо.

Vive Cosmos — это модель производства HTC, выпущенная в конце 2019 года. Она полагается на «трекинг изнутри» — на шлеме аж шесть камер! Правда, их работа пока что оставляет желать лучшего (похоже, все-таки не в камерах счастье).

Vive Cosmos

Vive Cosmos

Официальный ценник — 66 тысяч рублей. Зато в комплекте с Cosmos сразу идут контроллеры, и на этот раз они весьма симпатичные. Разработчики говорят, что скоро добавят поддержку, помимо внутреннего трекинга, трекинга при помощи обычных базовых станций Vive. Но это скорее на случай, если они уже есть, потому что специально собирать такой комплект не кажется выгодным или разумным мероприятием.

Главный плюс Vive Cosmos — это экран высокого разрешения (2880 на 1700 пикселей на оба глаза), который работает на частоте 90 Гц. А еще разработчики обещают сменную лицевую панель и поддержку неких модулей. Правда, пока что вообще неясно, что это будут за модули и кто их будет разрабатывать.

В общем, хайпа в связи с выходом Cosmos нагнали много, но продукт вышел спорный. Разрешение у него чуть повыше, чем у Oculus Rift S, трекинг (пока что?) хуже, а вот цена больше вдвое.

В конце 2019 года появилась новость, что руководство HTC разочаровалось в рынке VR: мол, вышли на него слишком рано и несут убытки. Не очень обнадеживающе для потенциальных покупателей, подумывающих выложить за эти шлемы серьезные суммы.

Valve Index

Не стоит путать этот шлем с моделями Vive. Раньше в Valve сотрудничали с HTC, а теперь решили выпустить свой шлем. И все получилось!

Комплект Valve Index: шлем, контроллеры-кастеты и новые базовые станции

Комплект Valve Index: шлем, контроллеры-кастеты и новые базовые станции

К сожалению, купить его официально пока что нельзя, причем не только в РФ, а вообще. Дело в том, что первую партию расхватали за несколько часов после старта продаж в июне 2019-го, а во второй раз запасы закончились после анонса той самой Half-Life: Alyx.

Откуда такой ажиотаж? Все очень просто, достаточно глянуть характеристики Index:

  • два дисплея с разрешением 1440 на 1600 на глаз (2880 на 1600 в сумме);
  • частота обновление дисплеев: 90, 120 ,144 Гц (очень неплохо!);
  • уникальная двойная система линз, которая увеличивает угол обзора. Он здесь на 20 градусов больше, чем у HTC Vive, как пишут разработчики, — и пользователи подтверждают, что это хорошо заметно;
  • божественные наушники (по отзывам там очень крутой и необычный 3D-звук);
  • уникальные контроллеры с отслеживанием движения каждого пальца;
  • новые базовые станции Steam VR 2.0, которые работают точнее и на большем расстоянии.

А еще на шлеме спереди есть место для установки модулей. Например, на «Кикстартере» уже собирают деньги, чтобы сделать модуль вентиляции для Index. И, в отличие от ситуации с Cosmos, я охотно поверю, что тут сторонние разработчики будут заинтересованы.

Как видите, характеристики действительно выдающиеся. И если вы ждете, что подвох будет с ценой, то зря: весь комплект Valve продает всего за 1000 долларов! Ну или сам шлем отдельно за 500, так как он совместим с контроллерами и станциями от ранних «Вайвов». Именно поэтому ближайший его предзаказ начнется только в феврале 2020-го.

Протестировать ПК на совместимость с Index можно при помощи программы-чекера.

Стоит ли брать «Индекс»? Если подходит ПК и есть лишняя штука баксов — несомненно!

Автономные (Standalone) VR-шлемы

Что же делать, если подходящего компьютера нет? Неужели остаются только варианты с мобильным телефоном? Вовсе нет, ведь существуют еще и автономные шлемы VR. Они во многом похожи на шлемы All-In-One (те, что со встроенным железом от мобильного телефона), но находятся на одну ступеньку выше в технологическом плане.

Здесь уже более специализированная «начинка» и живые экосистемы — то есть новые игры и приложения тут выходят и будут выходить. К тому же в шлемы этой категории встраивают системы внутреннего трекинга, как у «проводных» шлемов для ПК. А это значит, что есть поддержка контроллеров для рук и позиционного отслеживания.

Начнем с двух моделей, которые не нужно покупать ни под каким соусом.

Lenovo Mirage Solo

Автономный шлем производства Lenovo — с двумя камерами для пространственного отслеживания положения головы на манер шлемов WMR, с одним контроллером, который поддерживает только три степени свободы (вращение во всех плоскостях). Стоил он 400 долларов, и главная беда здесь в том, что он работает на основе заброшенной платформы Google Daydream. Официально он уже не продается, так что и обсуждать его покупку нет смысла.

Vive Focus

Автономный шлем HTC с двумя камерами, как у «Миража», и контроллером с тремя степенями свободы. Главная проблема с этим устройством — оно нацелено на китайский рынок и совместимо только с китайском версией магазина приложений для Vive, что для РФ, конечно, совсем не интересно. Ценник в переводе на рубли — около 40 тысяч. Если вдруг все же рассматриваете этот вариант, ознакомьтесь сначала с обзором на YouTube.

Oculus Go

Oculus Go (или «Гошка») — младшая модель, не имеет камер для отслеживания в пространстве, но зато продается с контроллером вроде того, что был у Gear VR. С его помощью можно управлять приложениями. Разрешение экрана 2560 на 1440 на оба глаза, частота обновления — 72 Гц.

Вот что у него внутри. Процессор — Qualcomm Snapdragon 821, графический процессор — Adreno 530, 3 Гбайт оперативной памяти, контроллеры WiFi и Bluetooth. Операционная система — Android 7.1.

Oculus Go и контроллер из комплекта

Oculus Go и контроллер из комплекта

Как можно догадаться, в настоящие игры для VR на «Гошке» не поиграть. Тут всего один ручной контроллер, да и тот без отслеживания в пространстве. Однако Go отлично подойдет для просмотра фильмов в 3D, 360-градусных панорам и простецких развлечений вроде пинг-понга.

Как и в случае с китайскими шлемами, энтузиасты могут попробовать поставить быстрый WiFi, стримить игры с ПК и играть в них с помощью геймпада.

Ценник на официальном сайте: 150 долларов за версию на 32 Гбайт памяти и 200 долларов за версию с 64 Гбайт. Подобно другим шлемам Oculus, в РФ официально не продается. Но если вам нужно устройство для просмотра 3D-контента и панорам и бюджетом вы не сильно ограничены, то есть смысл заморочиться с доставкой из-за рубежа.

Oculus Quest

«Мы продаем Oculus Quest так быстро, как только это возможно», — объявил в сентябре 2019 года Марк Цукерберг (Oculus — дочерняя компания Facebook).

И с тех пор «Квесты» действительно продолжают уходить моментально, как появляются. Разумеется, магазины и перекупщики, которые продают этот замечательный шлем, серьезно взвинтили цены. На официальном сайте стоит ценник 400 долларов за версию с 64 Гбайт памяти и 500 — за вариант со 128 Гбайт. Однако до марта 2020 года все разобрано.

Что же мы получим, если удастся достать такой шлем? Для начала — это полноценная VR с пространственным отслеживанием (в шлеме установлены четыре камеры) и двумя тач-контроллерами, у которых тоже шесть степеней свободы. В общем, все как у «больших» шлемов и в точности как у Oculus Rift S. Только Rift нуждается в компьютере, а Quest — полностью самодостаточный.

Oculus Quest — настоящий хит 2019 года!

Oculus Quest — настоящий хит 2019 года!

Разрешение экрана 3200 га 1440 на оба глаза, частота обновления 72 Гц, внутри — Qualcomm Snapdragon 835, оперативная память — 4 Гбайт, есть Bluetooth и Wi-Fi.

И при этом никакой установки. Включаем шлем, калибруем и начинаем игру — все перемещения и головы, и рук переносятся в VR, и это — в мобильном, автономном шлеме! Неплохо, да?

«Так в чем же подвох?» — спросите вы. Он очень прост и вполне очевиден: мобильное железо не такое мощное, как хотелось бы, и графика в играх для «Квеста» тоже на фотореализм не тянет. Если игра портирована с ПК, то будьте уверены: в ней все упростили ради производительности. На Oculus Quest вы не сможете поиграть в Skyrim, No Man’s Sky или Boneworks, потому что они и на ПК не всегда стабильно работают, не то что на мобильных устройствах.

Для «Квеста» у Oculus есть свой магазин, в котором, в отличие от того же Steam, нет региональных цен, и всё в разы дороже.

Но Oculus Quest не стал бы хитом, если бы еще не пара приятных фич. Первая из них — это Oculus Link. В ноябре 2019 года в Oculus анонсировали возможность подключать Quest к ПК проводом. То есть берем подходящий по характеристикам кабель, втыкаем один конец в Quest, второй — в ПК, и можно играть во все игры так, будто у нас Rift S или Rift CV1!

Это, во-первых, выгодно, учитывая цены в Steam, во-вторых, графика будет гораздо лучше, чем в играх, адаптированных под Quest. Да, есть нюансы, и пока поддерживаются не все видеокарты, и не любой кабель подойдет (см. обзор на YouTube). Так что не зря Link пока что в «бете».

Вторая потенциальная фича Quest — это трекинг рук. Причем работает он без дополнительных контроллеров — только благодаря внешним камерам. В декабре 2019 года эта функция тоже стала доступна в режиме «беты».

Сейчас приложений, которые бы поддерживали такой трекинг, еще нет, и работает он только в стартовом меню Oculus Home, но рано или поздно сторонние разработчики распробуют эту фичу. Как минимум можно будет управлять просмотром видео без контроллеров или использовать жесты в социальных сетях в VR. Да и набирать текст, не снимая шлем, станет чуть удобнее.

Закономерный вопрос: зачем покупать Oculus Rift S, когда есть Oculus Quest и его можно подрубить к ПК по кабелю и получить то же самое плюс автономность?

И вот тут все не так однозначно. Давайте попробуем взвесить все за и против.

  • Цена: условный Oculus Rift S за 30 тысяч или Quest с кабелем за 40 тысяч (и долгим ожиданием)?
  • Экран в S и «Квесте» сделаны по разным технологиям, и, хотя разрешение у «Квеста» больше, «пиксельную сетку» в нем видно сильнее.
  • Удобство: крепление на Oculus Rift S многим нравится больше, чем лямки на «Квесте».
  • Oculus Rift S не нужно заряжать.
  • Способ крепления кабеля у Rift S более продуманный и удобный, чем у «Квеста», где его можно легко вырвать неаккуратным движением.
  • И конечно, картинка на S четче, ведь для «Квеста» она сначала сжимается хитрым алгоритмом, а потом разжимается обратно.

Безусловно, на стороне Oculus Quest — возможность использовать его автономно, без ПК. То есть можно спокойно положить в рюкзак и пойти устраивать VR-вечеринку у друзей. Однако если у вас уже есть достаточно мощный ПК и вы собираетесь играть в игры или заниматься какой-то профессиональной деятельностью в VR, то я бы все же рекомендовал Oculus Rift S.

Если же мощного компьютера нет и тем более если вы собираетесь купить его позже (или проапгрейдить свой), то Quest сейчас лучшее, что можно приобрести. Но с учетом ажиотажа это, увы, не будет ни дешево, ни просто.

PS VR

Еще один интересный вариант — это PlayStation VR. По статистике Sony– в мире продано более пяти миллионов комплектов VR для PlayStation 4. Не исключено, что сейчас это вообще самый популярный комплект VR в мире (статистики по продажам Oculus Quest у нас нет, а в Steam шлемами VR обладает где-то полтора процента игроков).

Шлем PS VR и набор PS Move, которые заменяют контроллеры движения

Шлем PS VR и набор PS Move, которые заменяют контроллеры движения

И если у вас есть четвертая «Сонька», то выбор совершенно очевиден: на распродажах комплект PS VR даже в России можно купить за 12-15 тысяч рублей. Правда, в нем не будет контроллеров PS Move, но их без проблем можно найти на Avito и других подобных сайтах. Однако если у вас нет PS4 и вы думаете взять ее и PS VR именно для виртуальной реальности (а не для других игр), то это не лучшая идея, и вот почему.

  • Экран имеет невысокое на сегодняшний день разрешение 1920 на 1080 пикселей на оба глаза (хотя частота обновления 90–120 Гц).
  • Позиционное отслеживание реализовано за счет одной камеры и работает только на 180 градусов (можно попробовать наколхозить до четырех камер, чтобы получить 360 градусов, но это не решение «из коробки», и работает оно через пень-колоду).
  • Как следствие, вы не сможете ходить по комнате и играть нужно будет сидя или стоя на одном месте.
  • Вместо контроллеров у нас устаревшие PS Move прямиком из 2012 года. Они задумывались для конкуренции с Wii, а не для виртуальной реальности.
  • Как следствие, на них нет стиков и перемещение возможно только с помощью телепортации или плавного скольжения в выбранную заранее сторону, что тоже не очень удобно по сравнению с обычным перемещением при помощи стиков.
  • Кроме того, на PS VR своя экосистема приложений. Мало того что игры там стоят в разы дороже, чем в Steam, многих популярных игр для VR там попросту нет. Есть зато и свои эксклюзивы, но я бы все же выбрал Steam.

Зато в лучших традициях игровых приставок с PS VR не нужно никакого шаманства: купил, воткнул кабели, и все заработало без всяких настроек и других сложностей.

Несколько советов при выборе VR шлема

Я попробовал сформулировать наиболее простые и краткие рекомендации, как выбрать VR-шлем.

  • Сомневаетесь в том, что виртуальная реальность — это ваше, — сходите в клуб и попробуйте один из современных шлемов.
  • Есть подходящий ПК и мало денег — берем WMR или б/у Oculus Rift CV1 или Vive.
  • Есть подходящий ПК и чуть больше денег — берем Oculus Rift S.
  • Есть подходящий ПК и бюджет не ограничен — берем Valve Index или Vive Pro.
  • Есть подходящий ПК, есть деньги и хочется самое лучшее — можно внести деньги за Pimax и ждать, пока его начнут рассылать.
  • Нет ПК, есть подходящий телефон и бюджет ограничен — можно взять простой шлем наподобие Cardboard.
  • Нет ПК, бюджет побольше и нужно смотреть только фильмы или панорамы — берем Oculus Go.
  • Нет ПК и есть достаточно денег — можно дождаться и заказать Oculus Quest.
  • Нет ПК, но есть PS4 — берем PS VR и не паримся!

Общие минусы VR-устройств

Если после всего прочитанного вы уже готовы ринуться за шлемом, должен напомнить вам и о недостатках.

  • Возможна личная непереносимость VR: тошнота, головокружение и прочие спецэффекты. Новичкам бывает сложно приспособиться, но со временем обычно становится лучше.
  • В любом шлеме из тех, что доступны на момент написания, видна пиксельная сетка.
  • То же касается малого угла обзора, из-за которого появляется «эффект водолазной маски».
  • Шлемы обычно тяжелые и, несмотря на все попытки сделать их эргономичнее, не особенно удобны при долгом использовании.
  • К шлемам, которые подключаются к ПК, идут провода и, конечно же, мешают играть (и тем более ходить).
    — В играх для VR графика всегда будет хуже, чем в обычных, — из-за необходимости в сверхвысоком разрешении и супербыстром отклике на движения головы. Автономных шлемов это касается в особенности.
  • Не устаю напоминать: без мощного компьютера неавтономный шлем бесполезен.
  • Цены потихоньку снижаются, но еще довольно кусачие. И за лучшие модели приходится переплачивать, либо нужно заказывать их из-за рубежа и ждать. А иногда ждать, потом заказывать, а потом снова ждать.
  • Продолжительное использование шлема может нанести вред здоровью.

Подводим итоги

Большая часть сегодняшних проблем с VR в ближайшем будущем так или иначе будет решена или уже решается. Шлемы дешевеют, экраны становятся лучше. Появляются полностью беспроводные устройства вроде Oculus Quest, которым не нужен ПК. Графика улучшается, и сами игры становятся интереснее. Так или иначе, VR идет в массы, хоть и не так быстро, как этого ждали.

РЕКОМЕНДУЕМ:
Лучшие игры для виртуальной реальности

А скептикам хочу напомнить, что никто не думал три десятилетия назад, что так выстрелят компьютеры, интернет и смартфоны. А теперь мы не можем представить без них нашу жизнь. Когда-нибудь и VR будет такой же обыденностью и у каждого будет свое личное VR-устройство, а то и несколько, как это сегодня происходит со смартфонами.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий