Darktable: отличный RAW конвертер для Linux

raw linux

Примерно каждые пару лет в лентах RSS по всему миру всплывают знакомые заголовки. «Фотография на пленке возвращается», кричат посвященные гаджетам журналы, и в доказательство приводят популярность камер Lomo и тот факт, что Kodak опять производит 35-мм пленку.

Однако, в отличие виниловых пластинок, ренессанс пленки никогда не длится долго. Вы еще пользуетесь той камерой Diana, которую купили в 2010 г.? И не заметили, что Kodak опять увольняет людей после Рождества?

Врожденные недостатки пленки по сравнению с цифрой означают, что полномасштабное возрождение маловероятно. Но и мало удовольствия в получении на каждом снимке с вашего смартфона одинаково клинически-беспристрастных изображений, или в применении тех же самых фильтров Instagram, что и все вокруг. Есть способ вложить в вашу фотографию чуть больше мастерства, не прибегая к расходам на пленку и не страдая от ее неудобств, и это — съемка и редактирование RAW.

Фотографии в формате RAW [raw — англ. сырой] являют собой именно то, что предполагает это название. Это неотредактированные данные, полученные прямо с датчика вашей камеры, так что вы видите именно то, что снимаете, и ничего больше. Когда из камеры выходит JPG, у него уже сбалансированы цвет и контраст, и с помощью алгоритма улучшены такие недочеты, как хроматическая аберрация. Фотографии RAW требуют, чтобы вы сделали всё это сами. А значит, вам надо слегка потрудиться над изображением, прежде чем вы сможете его распечатать или куда-то выложить. Считайте это цифровым эквивалентом проявки негатива, но без всяких (ядо)химикатов.

Однако, как и катушки пленки, создание фото в формате RAW, кажется, тоже вышло из фавора за последние десять лет. Частично по той причине, что большинству просто лень с этим связываться, поэтому всё меньше камер предлагают такую опцию. А также потому, что высококачественные зеркалки, которые так любят те, кто раньше делали RAW, стали очень, ну очень хорошо справляться с задачей конвертирования изображений в формат JPG — ничуть не хуже, чем мы можем редактировать RAW-файлы.

Зачем возиться с RAW?

На этот вопрос есть три ответа. Первый — в изображении RAW вы почти наверняка выявите лучшее качество изображения, особенно при съемке сложных объектов. Например, фотографы дикой природы часто должны снимать объекты, движущиеся в разных условиях освещения в подлеске. Если у вас будет недо- или передержанный снимок в формате JPG, есть вероятность, что многие важные детали утратятся. А на RAW-изображении они могут уцелеть.

Вторая причина в том, что как и проявка пленки, превращение RAW-изображений в JPG не просто выглядит чуть более подлинным. Вы также развиваете личный стиль, например, в работе с цветом, который выделит ваши фото на фоне других.

Вытащить RAW-изображения с камеры телефона становится всё проще, с помощью таких приложений, как созданная Марком Харманом [Mark Harman] Open Camera для Android (http://bit.ly/ LXF235camera). Из-за ограничений своего внутреннего хранилища программы камер телефонов стараются сильно сжимать JPG. 23-МБ RAW-изображение с Samsung Galaxy S7, например, сжимается до 2 МБ JPG по умолчанию. Для сравнения, снимок RAW с Fuji-film X-T2 имеет размер 50 МБ, а JPG хорошего качества — 10 МБ.

Всё это означает, что если вы не против заполнения флэш-диска своего телефона, то существуют тонны дополнительных деталей, которые вы восполните на ваших снимках с телефона с помощью редактора RAW.

Редакторы RAW  для Linux

Есть несколько редакторов RAW, доступных для Linux. AfterShot Pro 3 от Corel (www.aftershotpro.com) — коммерческая опция, не уступающая промышленному стандарту Lightroom от Adobe — стоит всего £ 54 за полную лицензию. А в мире открытого кода есть два выдающихся инструмента, достойные внимательного рассмотрения: RawTherapee и darktable [англ. темный стол].

Из этих двух RawTherapee проще в использовании, но мы сочли, что при желании получить лучшие результаты стоит потратить время на изучение darktable (особенно если вы используете камеру Fujifilm с датчиком X-Trans, которая производит изображения RAW, отличающиеся от изображений с большинства камер).

Одним из преимуществ работы с RAW-изображениями является то, что сами редакторы являются недеструктивными. Они не изменяют исходного изображения, а создают связанный XML-файл, содержащий все внесенные изменения. Только когда вы экспортируете изображение в новый формат файла — например, JPG — редактирование применяется так, что возврат невозможен (хотя вы всё равно можете вернуться к исходному RAW).

Установка darktable

Последний стабильный релиз darktable — 2.4.0, и он содержит функции, которые определенно стоит заполучить. Пока что его нет в репозиториях многих дистрибутивов, и чтобы поставить его в Ubuntu (например), надо добавить PPA разработчика. Установите его с помощью

sudo add-apt-repository ppa:pmjdebruijn/darktable-releasesudo apt updatesudo apt install darktable

Использование darktable

Практически все части программы редактирования RAW похожи на ту, что приветствует вас при первом открытии darktable, с одной большой центральной рабочей областью и двумя боковыми панелями. Слева вы найдете средства управления файлами и поиска изображений в вашей библиотеке, а справа размещены инструменты редактирования изображений.

Однако darktable выглядит чуть более устрашающим, чем большинство других. Причина не в том, что в нем больше встроенных инструментов — почти 50, по последним подсчетам; он также выдержан в стиле старой школы Linux. Практически всё, что вы видите перед собой, может быть настроено индивидуально. У каждого сворачиваемого окна на боковых панелях есть название и небольшой ряд значков в заголовке, что в darktable называется панелью Expander. По умолчанию за один раз можно открыть только одну Expander, но вы можете открыть несколько инструментов, нажав на стрелки при удержанной клавише Shift.

Там, где большинство редакторов RAW позволяют сохранять набор настроек по умолчанию, чтобы применить их к изображению при импорте, darktable заходит дальше, давая возможность сохранить преднастройки для каждого инструмента через небольшое меню с «бургером» в окне каждого инструмента. Можно даже клонировать инструменты, чтобы применить два набора изменений редактирования с помощью одного инструмента. Вы можете сделать это, если, например, встроили набор преднастроек для цветов и хотите применить два или три, причем отдельно настраивая каждый эффект.

Иными словами, darktable можно настроить в соответствии с вашим личным подходом к работе; однако за эту свободу приходится платить бездной объектов на экране и редко используемыми значками, которые, вполне возможно, вам вообще не нужны. Не беспокойтесь: через несколько минут вы перестанете замечать всё ненужное, и это программа, от которой не стоит отказываться. Вас разве что может удивить, что при всей ее гибкости у вас не получится сменить тему, не поработав с файлами настройки.

Еще важнее, что darktable является — опять же, как и другие редакторы RAW — сочетанием двух приложений. Одно — менеджер рабочего процесса и файлов для быстрого просмотра, переименования и тегирования изображений и их сортировки на те, которые вы хотите отредактировать, и те, которые не хотите. Другое — собственно, редактор — darktable заимствует из классической фотографии, деля эти приложения на Lighttable [Стол с подсветкой] и Darkroom [Темная комната]. Переключаются между ними с помощью вкладок вверху справа — в Other есть и другие функции высшего уровня, но это скорее новшества: например, невероятно продуктивна карта фотографий из вашего архива, снабженных геотегами.

Однако первый шаг — перенести изображения в программу. Вы можете использовать darktable для импорта прямо с камеры, но вам также понадобится импортировать вашу существующую библиотеку изображений. Вероятно, где-то у вас есть папка Pictures, с другими папками по дате и теме, которая содержит RAW-изображения. В верхнем правом углу вкладки Lighttable имеется окно Import. Нажмите на Folder [Папка], направьте его на верхний уровень вашего архива изображений, и darktable импортирует все ваши изображения в свою базу данных, включая вложения, с их местоположением и метаданными.

Когда вы это сделаете — а это может занять немало времени, если у вас много изображений — вам потребуется некоторое объяснение того, как поместить изображения в Lighttable. Окно Collect image [Сбор изображений] контролирует, что появляется среди эскизов. Первое выпадающее меню позволяет просматривать изображения с указанным тегом, снятые в определенный день или помещенные в папку или на «пленку». Нажав на Folder, вы получите классическое дерево файлов для навигации к изображению, а нажатие на Filmroll [Фотопленка] выведет список папок самого низкого уровня в этом дереве.

И то, и другое не идеально: Filmroll может стать отчасти неповоротливым, если у вас сотни папок фотографий, накопившихся за долгие годы, а просмотрщик Folder покажет изображения не только в папке, на которую вы нажали, но и во всех вложенных папках. Эта функция удобна, если вы не можете вспомнить, где именно хранится изображение, но иногда бывает немного избыточна.

Одна из проблем с программой навигации — возврат к основному списку после выбора папки. Вам придется нажать на выпадающее меню справа и выбрать Clear this rule [Очистить это правило] (или добавить второе правило, если хотите добавлять фото). Это немного неуклюже; но вы привыкнете.

Выбрав Folder или Filmroll, вы можете тегировать изображения звездочками или цветами, наведя на них мышь и нажав на значки или используя горячие клавиши на цифровой клавиатуре (1 соответствует одной звезде, 2 — двум, и т. д.). Это быстрый способ отфильтровать ненужные изображения и сосредоточиться на тех, которые требуют дополнительного редактирования. Меню View (вверху) скрывает непомеченные изображения.

Левая боковая панель содержит инструменты для добавления тегов и геотегов и редактирования метаданных. Вы можете применить эти изменения к одному изображению или выбрать несколько эскизов с помощью клавиш Shift и Ctrl. Стоит отметить, что вы можете увеличить или уменьшить эскизы при посредства Ctrl и колесика мыши.

Входим в Темную комнату

Подобрав изображения для работы, вы можете выделить их и нажать Darkroom или просто дважды щелкнуть по изображению. Обе боковые панели изменятся, и вместо мозаики эскизов появится изображение, которое вы выделили. Эскизы из выделенной решетки появятся внизу экрана на «фотопленке» — вы можете быстро перейти к следующему или предыдущему изображению с помощью клавиш Backspace и пробела.

Большинство инструментов слева вполне понятны, но инструменты History и Snapshot требуют более внимательного взгляда. Как упоминалось выше, редактирование RAW недеструктивно. То, что вы создаете — это сценарий эффектов для последовательного применения к фотографии RAW. Поэтому вы можете отменить изменения с помощью панели History, которая записывает все предпринятые вами шаги. Окно Snapshots может оказаться еще полезнее: используйте его для сохранения набора изменений, чтобы переключаться между разными версиями изображения и сравнивать, какое из них лучше.

Слева вы найдете сами инструменты редактирования, сгруппированные по функциям. Вкладка Basic содержит простую коррекцию выдержки, инструменты для обрезки, поворота и баланса белого, а также весьма хитрый инструмент Demosaic. Это алгоритм для первой стадии обработки, объединяющий красные, зеленые и голубые пиксели с датчиков камеры в единое изображение.

Остальные средства управления сгруппированы в Tone and Colour [Тон и Цвет], Corrections [Исправления] — которые включают инструменты контрастности и снижения шума — и Effects [Эффекты]. Группа Effects содержит инструменты, полезные для общей обработки, но также и для художественных целей, например, вставки виньеток.

Как только вы измените настройки или нажмете на кнопку питания внутри инструмента, он становится «Активным». Вы можете выключить его (посмотрите, как это выглядит, пока не применены изменения) с помощью значка питания рядом с именем.

В общем и целом, в вашем распоряжении более 40 инструментов и фильтров, но регулярно вы, вероятно, будете пользоваться только небольшой их частью — в darktable есть опция вывести их на отдельную вкладку, и вот здесь-то darktable может стать немного перегруженным.

Помимо стандартных опций выбора белой или черной точки на изображении или коррекции экспозиции, есть и более необычные опции, например, Zone System control [Система управления зонами]. Этот инструмент делит изображение на зоны светотени от черного к белому, используя систему, созданную культовым американским фотографом-пейзажистом Анселем Адамсом [Ansel Adams] (www.anseladams.com). Нажав на панель градиента и перемещая по ней курсор, вы можете изменить показатель светлого для каждого тона отдельно.

Zone system — отличный инструмент: он легко осваивается и дает отличные результаты; но, как с большинством инструментов в редакторах RAW, тех же результатов можно достичь с помощью чего-то другого (Levels [Уровни] или Tone Curve [Кривой тона]). Большинство из нас довольствуются четырьмя-пятью способами редактирования и фильтрами, с которыми нам наиболее комфортно работать, и редко затрагивают что-то еще. darktable учитывает это вкладкой Favourites.

Задайте контраст

Одним из таких инструментов определенно будет Sharpening control [Управление контрастностью]. Изображения RAW имеют тенденцию быть мягче, чем JPG, потому что именно такими они выходят с датчиков камеры. В природе нет резких очертаний, а встроенная в камеру обработка для создания JPG включает применение определенного производителем уровня контрастности. В редакторе RAW вы должны решить, насколько контрастным должно быть ваше изображение, используя три ползунка: один
для числа смежных пикселей, учитываемых при применении эффекта (радиус); один для силы эффекта (количество); и один, который определяет уровень мягкости применения эффекта. Перемещение всех ползунков вправо создаст более контрастное изображение — только не переборщите, иначе каждый объект будет окружен мерцающим нимбом.

Еще одна функция управления, которой надо овладеть — компенсация выдержки, которая остается основной причиной использования RAW вместо встроенной в камеру обработки изображений в высококачественных камерах. Если вы никогда не пробовали ее раньше, то вас поразит, сколько деталей вы найдете в темных областях, увеличив показатель EV, величину выдержки. То же самое касается чересчур яркого света и уменьшения показателя EV.

Помимо этого, вы можете прочитать массу технической литературы — насколько общими являются такие инструменты, как фильтр Denoise, уровни, кривая тона и т. д.; но лучший способ обучения — просто взять фотографию, погрузиться в работу, пробовать всякие штуки и получать удовольствие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий